|
В специальной литературе приходится много читать о требованиях к разметке шрифта, которому суждено быть выведенным на пленки на имиджсеттере, о том, как RIP обрабатывает контуры векторных объектов и о многом другом. Да, безусловно, все это очень важные вещи, мимо которых нельзя пройти при разработке наборного шрифта, которым будут набираться многостраничные документы, да к тому же еще мелким кеглем. Но мы сейчас говорим о шрифтах акцидентных, которые очень умеренно применяются в публикациях. Реклама, в том числе наружная, - основной потребитель таких шрифтов. Они не применяются в больших текстовых блоках, чаще всего образуя одну-две строки или даже одно-единственное слово, а иногда используются их отдельные символы в качестве буквиц.
Устройством вывода в наружной рекламе в половине случаев является не RIP, а программа-генератор ЧПУ для плоттера или лазерной режущей установки. Это классические векторные программы, которые используют разные языки программирования, но имеют сходство в одном -- все они обрабатывают векторы и согласно им выдают управляющие команды на выводное устройство. Нож плоттера или режущая головка лазерной установки следуют точно по тому контуру, который Вы можете увидеть в программе CorelDRAW при переключении на контурный режим просмотра. При этом подавляющее большинство программ резки не способно обработать как одиночный объект кривую, путь которой задан более чем 600 узлами, а нередко и меньшим количеством. В этом случае программа, как правило, разделяет объект на составные части, каждая из которых в отдельности соответствует указанному требованию. Эти части точно состыкованы друг с другом, но ведь нам требуется получить цельный объект, поэтому при подготовке сложных объектов к резке приходится идти на разные ухищрения, чтобы сложная кривая была вырезана так, как было задумано. (Не буду здесь описывать эти способы - если они Вас заинтересуют, напишите, поделюсь). Чаще всего приходится вырезать именно текст, преобразованный в кривые.
Многие шрифты, без особенных проблем выводимые на принтер, оказываются капризными в резке. Например, известный шрифт неизвестного происхождения Decor Bold просто чемпион среди других по количеству узлов, появляющихся в надписи, после преобразования ее в кривые. Качество контуров просто отвратительное, узлы сидят один на другом, есть самопересечения контуров. Заказчику до этих проблем дела нет, ему сам рисунок шрифта понравился. И вот плоттер, вместо того, чтобы плавно выписывать силуэты букв, возит ножом по одному и тому же месту, скачками передвигаясь от одного узла к другому. Если виниловой пленке ничто не угрожает (просто на саму резку будет затрачено слишком много времени), т в случае с лазерной режущей установкой длительные задержки на одном месте и неравномерность перемещения луча приводят к непоправимой порче материалов, как правило имеющих довольно высокую стоимость.
Плоттер, как классическое векторное устройство, выдвигает свои требования к качеству контуров шрифта. В отличие от RIP'a он не требует строгой вертикальности и горизонтальности основных и дополнительных элементов, для него безразлична неравномерность толщин однородных элементов. Все изгибы контура буквы будут обработаны им с величайшей точностью. Однако, все это не означает, что, проектируя шрифт для применения в наружной рекламе, можно пренебречь любыми правилами.
Прежде всего следует помнить о том, что размер букв в рекламной надписи на вывеске или крышной световой установке может исчисляться метрами, поэтому мельчайшие дефекты контура, которыми можно было бы пренебречь, готовя шрифт для набора текстов с выводом на принтер, окажутся увеличенными в сотни раз и станут слишком заметными. Далее, помня о вышеупомянутом ограничении числа узлов в программах плоттерной резки, неплохо попробовать преобразовать полученный текст в кривые с помощью программы CorelDRAW (ставшей de-facto негласным стандартом в наружной рекламе). При этом работать лучше не с одиночным символом, а, как минимум, со словом или даже со строкой текста. Число узлов в одном символе шрифта TTF, как правило, значительно больше, чем при построении контура этого символа в шрифтовом редакторе типа FontLab'a. Острые внутренние углы нежелательны, так как при развороте в угловом узле нож плоттера слегка деформирует пленку, и, если на относительно крупных буквах никакого заметного следа это не оставит, то для мелких, высотой в несколько миллиметров, букв последствия могут быть самые плачевные - при жесткой, малорастяжимой пленке буква может совсем отвалиться от подложки, а при тонкой и достаточно эластичной хотя и удержится на своем месте, но может быть растянута или порвана. При кернинге шрифта желательно избегать наложений элементов соседних букв друг на друга (что вполне допустимо для печатного шрифта и происходит сплошь и рядом), так как элемент, образованный взаимным пересечением соседних символов, даже при сравнительно крупном размере шрифта неминуемо выпадет из пленки, а уж для лазерной резки это просто недопустимо.
Конечно, при работе со шрифтом в программе CorelDRAW можно легко произвести ручной кернинг отдельных символов, объединить их, если требуется в лигатуры посредством преобразования в кривые и последующей "сваркой". Но чаще всего клиенты рекламных ателье имеют самое смутное представление о кернинге и особенностях вывода на плоттер. Им кажется, что, раз уж они самостоятельно набрали текст и конвертировали его в кривые, то им удастся сэкономить значительную сумму, не поручая эту работу оператору плоттера. Такие "готовые" клиентские файлы служат постоянным источником головной боли для работников рекламных ателье. Шрифты уже преобразованы в кривые, изменить что-либо не только трудно, но порой и просто невозможно. Приходится предупреждать клиентов о возможных проблемах, но подавляющее их большинство не желает соглашаться с подобными условиями, считая что со своей стороны они все сделали правильно.
И еще одно пожелание, имеющее отношение к работе по очистке готового листа пленки, прошедшего обработку плоттером. Из-за небольших погрешностей в работе плоттера и деформаций пленки возможны несовпадения начальной и конечной точек резки контура, измеряемое долями миллиметра. Для крупных элементов это не имеет никакого значения, а с уменьшением размера символов это становится все ощутимее, так как "недорез" может при очень мелких буквах составлять до двух процентов их высоты. При этом отделять вырезанные элементы становится труднее. Замечено, что подавляющее большинство людей, если только они не левши, расчищают вырезанные на пленке буквы справа налево, то есть держат свободный конец пленки левой рукой, а резаком, зажатым в правой руке придерживают элементы, прижимая их к подложке. Расчистка мелкого текста - очень утомительная работа, но ее можно существенно облегчить на этапе проектирования шрифта, располагая начальные узлы контуров всех символов в верхнем левом углу (или слева в округлых символах типа "О"). FontLab позволяет сделать это очень легко, в других
программах эта опция мне неизвестна.
Мной эта методика проверена неоднократно. Все мои коллеги приняли эти шрифты "на ура" и, когда приходится вырезать мелкий текст, предпочитают их всем остальным. При этом мне не раз высказывалось пожелание о переделке других существующих шрифтов.
Должно быть, я утомил Вас своими пространными рассуждениями. Извините, если это так. Просто хотел высказать еще одну точку зрения на проектирование шрифтов в соответствии с имеющимися потребностями, а потребности эти (имею ввиду индустрию наружной рекламы) не столь уж незначительны, чтобы их не учитывать.
<< НАЗАД
|
|
|